Хронический пиелонефрит: причины возникновения, симптомы, лечение

В большинстве случаев хронический пиелонефрит возникает на фоне острого течения заболевания, и причиной перехода воспалительного процесса в хроническую форму может стать:

• неверное лечение острого пиелонефрита в силу назначения малоэффективных антибактериальных средств или недостаточной длительности лечебного процесса;
  • повышение устойчивости бактерий к неблагоприятным воздействиям извне, что существенно осложняет лечение и даже может создать иллюзию полного выздоровления;
  • наличие сопутствующих заболеваний мочевыводящей системы, ведущих к хронической форме болезни. На первом месте среди таких заболеваний – мочекаменная болезнь, аденома предстательной железы, сужение мочевых путей;
  • хронические заболевания других органов, приводящие к снижению защитных сил организма – ожирение, болезни желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет и т.д.;
  • и, наконец, чаще всего хронический пиелонефрит возникает по причине отсутствия лечения основного заболевания, спровоцировавшего воспалительный процесс в почке.

В зависимости от того, насколько активно протекает воспалительный процесс, характерные для состояния хронический пиелонефрит симптомы могут принимать разные формы. Если в латентной фазе и в периоды ремиссий симптомы болезни проявляются слабо, а иногда и вовсе исчезают, то в периоды обострений больной может ощутить внезапные боли в области поясницы, резкое повышение температуры и признаки интоксикации.

С каждой новой фазой обострения в воспалительный процесс вовлекаются все новые участки почечной ткани. После снижения интенсивности воспаления на этих участках образуются рубцы вместо погибшей нормальной ткани почки. Таким образом, не подвергающийся лечению хронический пиелонефрит со временем может привести к уменьшению рабочей ткани почки и даже к прекращению ее функционирования. Поэтому при наличии даже незначительных, слабо выраженных симптомов следует незамедлительно обращаться к специалистам. Для диагностики хронического пиелонефрита применяются лабораторные, радиоизотопные и рентгенологические методы. Назначаемое при диагнозе хронический пиелонефрит лечение должно решать следующие задачи:

• устранение причин, вызвавших заболевание; чаще всего, это нарушение почечного кровообращения и оттока мочи;
  • уничтожение микроорганизмов, участвующих в воспалительном процессе, посредством назначения антибактериальных средств. Предварительные лабораторные анализы должны выявить, к каким антибиотикам бактерии-возбудители наиболее чувствительны;
  • повышение собственных защитных сил организма.

Как правило, требуемое при диагнозе хронический пиелонефрит лечение – процесс небыстрый: начальный курс антибактериальной терапии составляет не менее 6 недель, после чего проводятся повторные курсы лечения антибиотиками. В перерывах между курсами антибактериальной терапии больному назначают прием отваров мочегонных трав и других, способствующих выведению жидкости, средств. Повышение иммунной защиты организма достигается назначением медикаментозных препаратов и санаторно-курортным лечением с приемом минеральных вод. В случае аномалий развития почек может быть показано оперативное лечение.