Симптомы и диагностика варикоцеле

Для этапов доклинического формирования заболевания характерно практически полное отсутствие жалоб со стороны больных. Позже симптомы варикоцеле проявляют себя опущением и увеличением левой части мошонки и умеренной тянущей болью в паху, мошонке и яичке на пораженной стороне. При этом физическая нагрузка и ходьба способны усилить боль, а принятие теплой ванны может проявить извитость вен в виде сплетенного комка и вызвать увеличение мошонки с левой стороны. На более поздних стадиях варикоцеле симптомы проявляются более ярко: характер боли становится постоянным, размеры яичка уменьшаются, но наиболее частая жалоба пациентов – это невозможность зачатия ребенка.

В ходе расспросов больного выясняется продолжительность и обстоятельства возникновения заболевания. Во время осмотра особое внимание уделяется стороне поражения, при этом выявляются гроздевидные сплетения расширенных вен. Яичко на пораженной варикоцеле стороне, как правило, бывает дряблым и имеет уменьшенный размер. Диагностика варикоцеле осуществляется путем пальпации, которая проводится в положении стоя и лежа, а также при пробе с задержкой дыхания (проба Вальсальвы). В случае отсутствия расширенных вен в правой части мошонки в процессе данной пробы, можно сделать вывод о левостороннем варикоцеле (вероятнее всего, идиопатического характера). На симптоматическое варикоцеле может указывать сохранение расширения вен в положении больного лежа при право- или двустороннем варикоцеле.

При подозрении на варикоцеле диагностика может включать в себя и лабораторные исследования. Результаты спермограммы чаще всего указывают на снижение количества и двигательной активности сперматозоидов. Помимо анализа эякулята, может быть применена цветная эходопплерография – этот вид исследования позволяет обнаружить заболевание на той стадии, когда нарушения в гемодинамике яичковой вены уже присутствуют, а появления расширенных вен еще не произошло. Исключить симптоматический характер варикоцеле поможет ультразвуковое исследование почек и забрюшинного пространства. А результаты компьютерной и магнитно-резонансной томографии позволят выявить наличие или отсутствие тромбированных сосудов и объемных образований.