Симптоматика в урологии

Боли

Боли, возникающие по причине заболеваний мочеполовой системы, бывают тупыми и острыми. Для почечных заболеваний характерны боли, появляющиеся в районе почки и мочеточника. Наиболее частым и ярко выраженным симптомом многих заболеваний мочеточника и почек является почечная колика, проявляющаяся в виде острого болевого приступа, причиной которого становится нарушение оттока мочи. Такое нарушение чаще всего бывает вызвано камнем, расположенным в лоханке или мочеточнике, и значительно реже – кровяным, гнойным или слизистым сгустком. При почечной колике боль появляется неожиданно, гнездясь в районе поясницы или подреберья. Локализация боли указывает обычно на место закупорки мочеточника. Если место расположения камня – нижний отдел мочеточника, то боли могут сопровождаться расстройствами мочеиспускания.

Урология

Ноющие и тупые боли, охватывающие область почки, характерны для многих заболеваний: почечно-каменной болезни, хронического пиелонефрита, гидронефроза и др. В большинстве случаев резкие движения, тряска при езде или смена положения тела на вертикальное способствуют усилению болей, тогда как в лежачем положении боль постепенно стихает. Если боли в области почки возникают в момент мочеиспускания, это может быть симптомом пузырно-лоханочного рефлекса, при котором моча движется в обратном направлении – из мочевого пузыря в лоханку. Боли, испытываемые пациентом в районе мочевого пузыря, могут свидетельствовать об остром или хроническом цистите, а также о наличии в мочевом пузыре камней либо опухоли. В этом случае боли концентрируются внизу живота больного.

Расстройства мочеиспускания

Среди расстройств мочеиспускания можно выделить угашенное и затрудненное мочеиспускание. Первый тип расстройства может проявиться при проблемах физиологического характера – переохлаждение, прием большого количества жидкости, эмоциональное напряжение, или являться следствием заболевания, не имеющего отношения к урологии. У больных сахарным и несахарным диабетом, например, моча при угашенном мочеиспускании выделяется в нормальном или даже превышающем норму количестве. Для угашенного мочеиспускания при урологических заболеваниях характерно выделение меньшего количества мочи, что связано с сокращением объема мочевого пузыря.

Затрудненное мочеиспускание может сигнализировать о многих заболеваниях, при которых нарушается опорожнение мочевого пузыря. При затруднении мочеиспускания иногда возникает задержка мочеиспускания, что является показателем крайней степени тяжести этого нарушения.

Изменения мочи

Изменения мочи, проявляющиеся в качестве симптомов урологических заболеваний, могут быть качественными и количественными.

Качественные изменения определяются различными свойствами и параметрами мочи: ее относительной плотностью, прозрачностью, цветом, реакцией и содержанием в ней белка. Они могут быть также напрямую связаны с наличием патологических примесей, которые выявляются при лабораторных исследованиях осадка мочи. В нормальных условиях моча прозрачная, ее реакция слабокислая, относительная плотность составляет 1,005-1,030, содержание белка в моче не выше 0,03 г/л, а цвет ее близок к соломенно-желтому. Урологические заболевания могут привести к изменению нормальных качественных показателей: повышению или понижению плотности, появлению мутности, изменению реакции, повышению содержания белка и т.д. Микроскопическое исследование осадка мочи обычно дает важную информацию о произошедших в ней возможных качественных изменениях.

Для количественных изменений мочи характерно уменьшение или увеличение ее количества, либо прекращение поступления мочи в мочевой пузырь.