Особенности оказания первой помощи урологическим больным

Урологическая практика знает массу примеров, когда состояние больного требует оказания немедленной помощи: почечная колика, анурия, задержка мочеиспускания. Очень часто при таких состояниях первая помощь больному оказывается акушеркой, фельдшером или медсестрой, работающим на станциях скорой помощи или в медпунктах.

Первая помощь при почечной колике

При почечной колике, в случае когда диагноз не вызывает сомнений, в качестве первой помощи выступает применение обезболивающих и спазмолитических средств и воздействие тепла. Если почечная колика подтверждена результатами анализов, тепловые процедуры можно применять максимально активно – подойдет и горячая грелка на область поясницы и подреберья, и горячая ванна, которая иногда оказывает практически мгновенное болеутоляющее действие, способствуя расслаблению спазмов мочеточника. Однако следует помнить, что больным, находящимся в преклонном возрасте, а также тем, кто страдает сердечно сосудистыми заболеваниями, горячие ванны противопоказаны. Для таких больных достаточно будет горячей грелки.

Если с приступом почечной колики не удается справиться воздействием тепла, можно сделать внутримышечную или подкожную инъекцию спазмолитического и обезболивающего средства. В случае если все эти средства не оказывают требуемого воздействия или боль исчезает лишь на короткое время, потребуется помощь врача, который владеет профессиональными приемами ликвидации болевых спазмов при почечной колике. Однако если доврачебная помощь оказалась эффективной, и над приступом почечной колики удалось одержать верх, это обстоятельство не освобождает больного от необходимости дальнейшего обследования у врача-уролога.

Первая помощь при состоянии острой задержки мочеиспускания

Состояние острой задержки мочеиспускания требует немедленного оказания доврачебной помощи больному, которая должна заключаться в опорожнении мочевого пузыря. Самый результативный способ в этом случае – применение катетера. Если мочевой пузырь переполнен, и в нем скопилось более 1 литра мочи, опорожнение следует производить поэтапно. Резкое опорожнение может привести к обширному кровенаполнению склеротически измененных и расширенных вен мочевого пузыря и, как следствие, их разрывам и кровотечению. И хотя такого рода осложнения на практике наблюдаются нечасто, риск присутствует, поэтому опорожнение следует производить порционно – по 300-400 мл, в промежутках зажимая катетер на несколько минут.

Острая задержка мочеиспускания, случившаяся сразу после почечной колики, может свидетельствовать о закупорке мочеиспускательного канала камнем – в этом случае поможет принятие горячей ванны и спазмолитических и обезболивающих препаратов, которые расслабят спазмы вокруг камня. Если все принятые меры не привели к нужному результату, больного следует транспортировать в урологическое отделение.

Доврачебная помощь при анурии

Причиной обтурационной анурии может стать как закупорка мочеточника камнем или скоплением солей, так и его спазматическое сокращение в месте закупорки. Первая помощь в этом случае должна заключаться в устранении спазма мочеточника с помощью мер, аналогичных тем, которые применяются во время приступа почечной колики. И даже если предпринятые усилия не оказали должного воздействия, и ликвидировать анурию не удалось, оказанная помощь имеет огромное значение, позволяя прибывшему на место врачу сэкономить время и приступить сразу к более решительным мерам.

В состоянии анурии время чрезвычайно дорого, поэтому сразу после того, как была оказана первая помощь, больного следует отправить в стационарное урологическое отделение.

За последние годы произошел значительный скачок в развитии отечественной урологии. В зоне компетенции современных урологов решение таких сложных вопросов, как проблемы оперативной нефрологии, включающие острую и хроническую почечную недостаточность, пиелонефрит, нефрогенную гипертензию и т.д. Значительные успехи достигнуты и в развитии специализированных урологических отраслей – онкоурологии, фтизиоурологии, урогинекологии.