О классификации варикоцеле

Существующая классификация варикоцеле различает первичную (идиопатическую) и вторичную (симптоматическую) формы заболевания. Идиопатическое варикоцеле возникает, как правило, по причине венозной гипертензии в системе почечной вены, что связано с особенностями анатомии. Повышенное давление в почечной вене вызывает несостоятельность клапанов яичковой вены, в связи с чем развивается обходной путь, при котором венозная кровь на пути из почечной вены в гроздевидное сплетение движется по яичковой вене.

Среди возможных причин высокого давления: продолжительное напряжение мышц брюшной стенки, что приводит к повышению давления внутри брюшины и затрудняет процесс оттока крови в полую нижнюю вену; чрезмерно долгое нахождение в положении стоя; состояние ущемления левой почечной вены в аортомезентериальном «пинцете» и т.д. При идиопатическом характере болезни может потребоваться хирургическое вмешательство. Применяемые при варикоцеле виды операций рассматриваются в главе, посвященной лечению этого заболевания.

Симптоматическое варикоцеле указывает на наличие обструкции или компрессии яичковой или нижней полой вены. Причиной обструкции может стать тромб любого происхождения, а компрессия чаще всего возникает по причине опухоли почки или воспалительных процессов в забрюшинном пространстве.

Разделение на виды варикоцеле по стадиям заболевания существенного клинического значения не имеет, поскольку корреляции между клинической симптоматикой, выраженностью расширения вен и степенью выраженности нарушений сперматогенеза не установлено. На тяжесть заболевания указывает не столько степень подверженности вен семенного канатика варикозному расширению, сколько характер и уровень нарушений сперматогенеза.