Мочекаменная болезнь почек — симптомы и причины

Мочекаменная болезнь почек, называемая иначе почечнокаменная болезнь, уролитиаз или нефролитиаз, в официальной традиционной медицине – заболевание, которое связано с образованием камней как в почках, так и в других органах мочевыделения. Мочекаменной болезни могут оказаться подвержены любые возрастные группы, включая новорожденных детей и пожилых людей. В зависимости от возраста может меняться тип мочевого камня. Людям преклонной возрастной группы свойственно, в основном, образование мочекислых камней, и значительно реже – белковых. Свыше 60% всех камней являются смешанными по составу. Они могут появиться в почках, мочевом пузыре и мочеточнике. Размер их может достигать 15 см, а вес – несколько килограммов.

Каковы причины мочекаменной болезни

По мнению специалистов, ряд факторов предрасполагает к возникновению камней в почках, среди них:

• хронические заболевания органов мочеполовой системы (простатит, пиелонефрит, цистит, аденома предстательной железы и др.) и желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь, гастрит, колит и др.);
  • расстройства функции околощитовидных желез;
  • остеопороз, остеомиелит, а также травмы или другие заболевания костей;
  • долгое обезвоживание организма вследствие инфекционного заболевания или отравления;
  • нехватка витаминов в организме, в особенности группы Д;
  • регулярное злоупотребление продуктами, способствующими повышению кислотности мочи (соленая, острая и кислая пища);
  • высокое содержание солей в питьевой воде;
  • географическое расположение. Вероятность развития мочекаменной болезни у людей, проживающих в жарком климате, значительно выше;
  • генетическая предрасположенность.

Как выражаются симптомы мочекаменной болезни

• Боли в поясничной области
  • Одно- или двусторонняя изматывающая тупая боль, усиливающаяся во время напряжения, физической нагрузки или перемены положения тела. Этот признак – один из самых типичных, указывающих на наличие камней в мочевыделительных органах. Камень, попадая из почки в мочеточник, вызывает боль внизу живота, половых органах, паху – иногда с отдачей в ногу. После интенсивного приступа боли во время мочеиспускания могут отходить камни
  • Почечные колики
  • Чрезвычайно сильные боли в области поясницы. Почечная колика может продолжаться на протяжении нескольких дней, стихая и вновь возобновляясь. Прекращение колики происходит при перемещении или выходе камня из мочеточника
  • Частое мочеиспускание с болезненными ощущениями
  • Подобные боли свидетельствуют о том, что камни присутствуют в мочеточнике или мочевом пузыре. Струя мочи во время мочеиспускания может прерываться, несмотря на то, что мочевой пузырь не опорожнен – такое явление носит название синдрома «закладывания». При изменении положения тела мочеиспускание продолжится
  • Кровь в моче, которая может появиться после физической нагрузки или приступа сильной боли
  • Помутнение мочи
  • Высокое давление
  • Повышение температуры до 38-40С
  • Отеки

Лечение почечнокаменной болезни

Для диагностирования мочекаменной болезни может потребоваться ультразвуковое исследование и рентген органов мочевыделительной системы, общий анализ мочи и внутренняя урография. В случае подозрения на наличие камня в мочевом пузыре пациента направляют на цистоскопию. На основании результатов исследования назначается инструментальное, консервативное или оперативное лечение.

Консервативное лечение, проводимое при помощи соблюдения диеты и применения препаратов, может оказаться достаточно эффективным, если у больного нет осложнений, и камни имеют небольшой размер. В современной медицине используются препараты, способные в некоторых случаях растворять камни. Но применение таких средств возможно исключительно под наблюдением уролога.

Камни крупного размера или небольшие камни у пациентов с осложнениями могут быть удалены эндоскопически (операция без разреза) или с разрезом мочевого пузыря. В определенных случаях для того чтобы измельчить камни в мочевом пузыре, применяется камнедробление с помощью цистоскопа. Самой щадящей и одной из наиболее эффективных на сегодняшний день методик является дистанционная литрипсия – измельчение камней электромагнитными волнами.

Диета при почечнокаменной болезни

При лечении недуга (уролитиаза, нефролитиаза, нефроуролитиаза) диете отводится чрезвычайно важная роль. Пищевой рацион назначается в зависимости от вида нефролитиаза.

В случае наличия уратов исключаются субпродукты; присутствие в органах мочеполовой системы фосфатных камней предполагает мясную диету, допускающую употребление мучных и макаронных изделий, а также растительных жиров на фоне строгого ограничения молочных продуктов, фруктов и овощей.

При оксалатных камнях исключаются из рациона шпинат и салат, а молоко и картофель допускаются строго дозировано. Врач-уролог проконсультирует на тему диеты и режима питания более подробно.

Заставшую врасплох почечную колику можно частично усмирить принятием теплой ванны или прикладыванием грелки на область поясницы. В этой ситуации необходимо вызвать врача и принять спазмолитики.

Средства профилактики

Залогом крепкого здоровья на долгие годы может стать правильный образ питания. Старайтесь употреблять как можно реже жирную, острую, жареную и соленую пищу. Одно из важных правил – не переедайте. Выпивайте в течение дня не меньше двух литров чистой воды. Не допускайте переохлаждения поясничной области.

В случае появления даже самых незначительных симптомов обращайтесь к врачу-урологу.