Методы исследования, применяемые в урологии

Анализ мочи

Методы исследования, которыми оперирует современная урология, кардинально отличаются от тех, что были повсеместно распространены всего несколько десятилетий назад. Сегодня, помимо общеизвестных анализа мочи и рентгена, появилось множество новых методов, направленных на исследование функций и строения органов мочеполовой системы пациента.

Общий анализ мочи

Практически в каждом из случаев обращения пациента к врачу требуется сдача общих анализов мочи и крови, прежде чем больной получит направление на другие исследования. Казалось бы, общий анализ мочи дает лишь поверхностные сведения о состоянии пациента, а, между тем, результаты анализа предоставляют врачу ответы на многие вопросы, ведь в них содержатся параметры количества, цвета и плотности сданной мочи, а также количества присутствующих в ней эритроцитов, лейкоцитов, белка, бактерий и солей. О чем эти данные могут поведать специалисту?

Плотность мочи информирует врача о функции почек больного. Показатели этого параметра не выходят за рамки нормы, если составляют величину 1015-1025. Впрочем, делать решительные выводы о работе почек пациента на основании одной лишь плотности мочи нецелесообразно, поскольку на эти данные в значительной степени влияет питьевой режим пациента. Большое количество жидкости, выпитое накануне сдачи анализа, понижает плотность мочи, и наоборот – малое потребление жидкости существенно увеличивает этот показатель. Плотность мочи зависит также от содержания в ней солей, белка, сахара и т.д.

Количество лейкоцитов в норме у мужчин составляет 0-4 в поле зрения при исследовании под микроскопом. Допустимые показатели содержания лейкоцитов в моче у женщин несколько выше, что объясняется особенностями строения женской мочеполовой системы. Повышенный показатель лейкоцитов в моче однозначно свидетельствует о воспалительном процессе, происходящем в органах мочеполовой системы. Чтобы уточнить уровень нахождения воспаления, применяются двустаканная, трехстаканная и другие пробы.

Эритроциты – это содержащие гемоглобин красные кровяные тельца, присутствие которых в моче может свидетельствовать о серьезных нарушениях мочеполовой системы пациента. Одной из причин попадания эритроцитов в мочу может стать гломерулонефрит или другие заболевания, при которых происходит нарушение функции клубочков почек, фильтрующих плазму. Вследствие таких нарушений вместе с плазмой в мочу проникают и эритроциты. Другая распространенная причина нахождения эритроцитов в моче – мочекаменная болезнь. Объясняется это тем, что острые края камня во время почечной колики могут травмировать стенки мочеточников, лоханки почки или мочевого пузыря, результатом чего становится появление крови в моче (гематурия). Обнаружение эритроцитов в моче может также указывать на наличие грозного заболевания – рака почек или мочевого пузыря.

Белок в моче – явление ненормальное, разве что содержание его составляет совсем мизерное количество (не более 0,0330/00). Обнаруженный в моче пациента белок указывает обычно на заболевание почек, но иногда может свидетельствовать о наличии мочекаменной болезни, когда края камня царапают стенки мочевыводящих путей. Теряемый с мочой белок вызывает, как правило, уменьшение его содержания в крови, что приводит к отекам.

Соли – это еще один показатель анализа мочи, который дает врачу информацию о состоянии здоровья пациента. При изучении этого параметра интерес представляет не столько количество, сколько химический состав солей, в соответствии с которым подбирается диета и оптимальное лечение для больного.

Бактерии могут быть обнаружены в моче в случае воспалительных заболеваний мочевыводящих путей или почек.

Исследование мочи по Зимницкому

Данный анализ предназначен для выявления способности почек к фильтрации. Поскольку результаты плотности мочи в показаниях общего анализа не всегда демонстрируют реальную картину фильтрационной функции почек из-за количества принятой накануне жидкости, дополнительно осуществляется анализ мочи по Зимницкому. Установив взаимосвязь между плотностью мочи и ее суточным количеством, удается получить полное представление о том, как происходит фильтрация в клубочках почек. Для этого пациент должен сдавать мочу каждые три часа на протяжении суток.

Анализ мочи по Нечипоренко

Этот анализ позволяет выявить у больного наличие лейкоцитурии (присутствие в моче лейкоцитов) или гематурии (присутствие в моче эритроцитов), что поможет врачу отличить гломерулонефрит от пиелонефрита.