Методы диагностики в урологии

Общеклинические методы

На начальных этапах обследования пациента огромную важность представляют общеклинические методы исследований: осмотр больного, опрос, осмотр мочи и т.д. В процессе опроса врач получает информацию о характере жалоб больного и о перенесенных им заболеваниях, знакомится с историей болезни. Во время осмотра могут быть обнаружены признаки, свойственные некоторым урологическим заболеваниям.

Осмотр мочи, в процессе которого оценивается ее цвет, степень прозрачности, наличие осадка, гнойных или слизистых нитей, также играет значительную роль в постановке предварительного диагноза урологического заболевания. А исследование осадка мочи под микроскопом дает информацию о наличии и примерном количестве содержащихся в моче микроорганизмов. Чтобы определить вид бактерий и степень бактериурии, потребуются бактериологические методы – современные химические методы анализа и стандартные посевы мочи на питательные среды.

Исследования присутствующей в моче бактериальной флоры позволяют выявить ее чувствительность к различным антибактериальным средствам – для этого при химических пробах или при посеве мочи в среду добавляются разные лекарственные препараты. По результатам этих исследований назначается такой вид антибактериальной терапии, применение которой сможет гарантировать максимальный эффект.

Существует ряд методов, направленных на выявление функциональных способностей почек, и самый простой из них заключается в определении суточного диуреза – когда с помощью специального сосуда измеряется суточное количество выделяемой мочи. Суточный диурез должен проводиться в течение нескольких дней, потому что количественные колебания мочи, выявленные за одни сутки, могут объясняться отклонениями питьевого режима накануне исследования и не иметь отношения к заболеванию.

Рентгенологические методы исследования

Рентгенологическим исследованиям, без преувеличения, зачастую принадлежит ведущая роль в диагностировании урологических заболеваний. Впервые обзорная рентгенография органов мочеполовой системы была осуществлена в 1896 году – спустя год со времени открытия этого вида излучения. Для того чтобы все мочевые органы оказались отражены на пленке, ее размер должен составлять не меньше 30х40 см. Рентгенография мочевых органов, или обзорная урография особенно незаменима в распознавании мочекаменного заболевания, так как большинство мочевых камней обладают способностью задерживать рентгеновские лучи и оставлять след на пленке в виде теней.

Сегодня широко распространена и выделительная урография, которая впервые была произведена в 1929 году. Для осуществления этого метода в организм пациента вводится внутривенно определенное количество раствора рентгеноконтрастного вещества, которое затем выделяется почками. Этот раствор проходит путь от насыщаемой им паренхимы почек до мочевого пузыря, последовательно поступая вместе с мочой в чашечно-лоханочную систему, а затем в мочеточники. Рентгенограммы, сделанные в определенные интервалы времени, привязанные к моменту введения рентгеноконтрастного раствора, позволяют зафиксировать на снимках все фазы прохождения раствора по мочевым органам.

Современная, усовершенствованная рентгеновская техника и другое оборудование делают возможным применение новых модификаций выделительной урографии и позволяют добиться четкости изображения на снимках мочевых путей. Благодаря простоте выполнения и высокой степени безопасности выделительной урографии, этот метод исследования может быть проводен в амбулаторных условиях.

Ультразвуковая диагностика

В основе ультразвуковых исследований лежит регистрация ультразвуковых волн, отражаемых от границ сред, имеющих различное акустическое сопротивление. С помощью современной ультразвуковой диагностики появилась возможность получать информацию об особенностях патологических изменений, происходящих в любом из органов, позволяет отличать плотные образования от заполненных жидкостью полостей – таким образом, результаты ультразвуковых исследований могут с высокой точностью указать на наличие у больного опухоли, кисты, гидронефроза, поликистоза и т.д. В числе бесспорных преимуществ данного метода – его безвредность, отсутствие необходимости вводить в организм пациента какие-либо вещества, абсолютная безопасность диагностики, мгновенные результаты исследования и возможность проведения УЗИ независимо от состояния больного.

Радиоизотопные методы диагностики

Радиоизотопные исследовательские методы занимают важнейшее место в диагностике многих заболеваний, в том числе и урологических. Благодаря этому методу исследования стала доступной информация об анатомическом и функциональном состоянии мочеполовых органов, их лимфатических и кровеносных сосудов и состоянии костей, в которых могут быть обнаружены метастазы раковых опухолей. Для проведения радиоизотопной ренографии больному внутривенно вводится радиоактивный изотоп, который впоследствии выделяется из почек, проходит через лоханки, попадает в мочеточники, поступает в мочевой пузырь и, наконец, выводится из него. Специальные датчики при этом улавливают все этапы передвижения введенного вещества, а прибор регистрирует происходящее в виде ренограммы. В качестве радиоактивного изотопа для этого вида исследований применяется обычно йод-гиппуран. Радиоизотопная ренография, впервые предложенная в 1956 году, является эффективным способом выявления функциональных почечных нарушений. Относительная безопасность метода делает возможным его применение при любой степени тяжести состояния больного. Особенно высока его ценность тогда, когда по каким-либо причинам (острая стадия хронической почечной недостаточности, непереносимость пациентом рентгеноконтрастных веществ) невозможно использовать выделительную урографию.

Динамическая нефросцинтиграфия

Этот вид исследования, базирующийся на применении электронной техники нового поколения, помимо возможности оценить работоспособность почек, позволяет получить изображение обследуемого органа, провести анализ нарушений эвакуационной и секреторной функции в различных почечных сегментах, зафиксировать информацию и даже сравнить ее с данными других исследований (предыдущих и последующих).

Анализ крови

Информация, которую врач получает из результатов анализа крови урологического больного, имеет большое значение, поскольку ее данные качественно характеризуют состояние функции почек. Благодаря анализу крови, врач узнает о содержании остаточного азота, креатинина и мочевины в сыворотке крови пациента, о состоянии водно-электролитного обмена в его организме и т.д.

Чтобы получить достоверную информацию о содержании в крови больного остаточного азота, креатинина или мочевины, кровь следует сдавать натощак.