Гломерулонефрит: причины возникновения, проявления, диагностика

Гломерулонефрит – это опасное иммуновоспалительное заболевание, поражающее клубочковый аппарат почек. Гломерулонефрит может развиваться как самостоятельное заболевание или возникать на фоне других системных нарушений – красной волчанки, склеродермии и др. Чаще всего виновником развития этого заболевания становится стрептококковая инфекция (скарлатина, ангина, кожные гнойные поражения), но иногда гломерулонефрит появляется как следствие туберкулеза или малярии. Спровоцировать болезнь может и вакцинация, и аллергия на определенные медицинские препараты или токсичные вещества, и даже банальное переохлаждение организма в условиях повышенной влажности.

По форме течения гломерулонефрит делится на острый, быстропрогрессирующий и хронический. Для острой формы характерно появление отеков, признаков артериальной гипертензии и патологических изменений мочи. Острый гломерулонефрит обнаруживает себя уже через 2-3 недели после начала заболевания такими симптомами, как головная боль, общая слабость, боли в пояснице, внезапное сокращение мочеотделения, стремительное появление отеков, которые образуются по утрам и, как правило, уменьшаются к вечеру. Цвет мочи больного меняется с соломенно-желтого на темно-коричневый, почти черный. У некоторых больных повышается температура; многие отмечают скачок артериального давления, которое, впрочем, вскоре после начала лечения возвращается в норму.

Острый гломерулонефрит при прогрессирующем характере заболевания может со временем перейти в хроническую форму. Проявления хронического гломерулонефрита схожи с симптомами острого течения болезни – те же отеки, изменения цвета мочи и артериальная гипертензия. Хронический гломерулонефрит может протекать в одной из нескольких клинических форм: гипертонической, нефротической, смешанной и латентной. Для этого заболевания свойственны периодические рецидивы, проявляющиеся, как правило, осенью и весной, когда выступающая в качестве раздражителя стрептококковая инфекция демонстрирует наибольшую активность.

Беременные женщины, к счастью, редко подвержены гломерулонефриту, но если это происходит, то отеки проявляются более ярко, что объясняется снижением клубочковой фильтрации во время беременности, повышением капиллярной проницаемости и увеличением осмотически активных веществ в составе тканей, что способствует накоплению жидкости. Помимо возникновения отеков и повышения артериального давления, могут добавиться и другие симптомы, среди которых протеинурия, гематурия, анемия, нарушения, затрагивающие функциональную активность костного мозга и т.д. Беременная с хроническим гломерулонефритом должна пройти обследование в течение 12 первых недель для уточнения диагноза и решения вопроса о возможном сохранении беременности. Если вопрос решается положительно, женщине предстоит начать незамедлительное лечение.

Диагностируется гломерулонефрит на основании данных анамнеза и установлении сроков от начала заболевания до появления признаков его острой формы. Для подтверждения латентной формы назначается исследование мочи: результат положительный, если наблюдается преобладание эритроцитов на фоне отсутствия бледных и активных лейкоцитов. Биопсия почек в каждом из случаев поможет верно поставить диагноз.