Гидроцеле. Причины и формы заболевания

Для заболевания гидроцеле (водянка яичка) характерно скопление серозной жидкости во внутренней оболочке яичка. Объем образовавшейся в определенной половине мошонки водяночной жидкости составляет в среднем не более 200мл, однако в исключительных случаях может достигать и нескольких литров. Гидроцеле – довольно распространенное заболевание, которое может возникнуть и у детей, и у взрослых (как правило, в возрастном диапазоне 20-30 лет).

Основной функцией одной из оболочек яичка, а именно влагалищной оболочки, является выработка жидкости, способствующей беспрепятственному перемещению яичка во внутренности мошонки. Если определенный баланс между выработкой жидкости и ее обратным всасыванием оказывается нарушен, происходит накопление жидкости, что и приводит к заболеванию гидроцеле (водянка яичка). В медицине различают две формы гидроцеле – врожденную и приобретенную.

В первом случае заболевание свойственно детям, и его причиной становится незаращение влагалищного отростка брюшины, из-за чего брюшная жидкость проникает в мошонку и собирается в полости оболочки яичка. Часто влагалищный отросток брюшины успешно закрывается на первом году жизни ребенка, и заболевание исчезает бесследно либо переходит в форму несообщающегося гидроцеле, когда сообщение с брюшной полостью отсутствует.

Приобретенная водянка яичка встречается у взрослых мужчин. Самые распространенные для приобретенной формы гидроцеле причины – это травматические повреждения яичка. Иногда травма может оказаться настолько незначительной, что покажется не заслуживающей внимания, однако по прошествии 2-3 недель, в половине мошонки возникает опухоль, которая постепенно увеличивается по причине нарушения лимфооттока. Причиной водянки яичка могут стать и перенесенные болезни – орхит, эпидидимит и т.д.

Если процесс развития болезни продолжается на протяжении долгих лет, без расстройств и болей – речь идет о хронической форме заболевания. При острой форме гидроцеле пациент испытывает резкую боль в области мошонки, которая приобретает при этом плотноэластическую консистенцию и характерную грушевидную форму. В случае длительного течения гидроцеле последствия могут быть самыми печальными – отсутствие лечения приводит к нарушениям функции яичка и, в конечном итоге, к мужскому бесплодию.