Диагностика в урологии: современные методы

Лабораторные методы диагностики

Исследования, применяемые сегодня в урологии, направлены на максимально эффективную диагностику любых заболеваний мочеполовой системы, а в их основе лежит применение самых современных методов и использование новейшего диагностического оборудования.

Современные методы диагностики в урологии можно разделить на:

• лабораторную диагностику;
  • инструментальные методики исследования;
  • рентгенологическую диагностику;
  • эндоскопическую диагностику.

Лабораторные исследования

Анализ крови

Лабораторные методы диагностики состоят из общего и биохимического анализа крови, анализа мочи и других исследований и тестов.

Благодаря общему анализу крови удается выявить признаки происходящего в организме инфекционного процесса и определить уровень содержания гемоглобина в крови, понижение которого может указывать на проблемы с почками.

Биохимический анализ крови позволяет определить содержание различных, находящихся в крови, веществ, показатели которых могут иметь прямое отношение к заболеваниям почек. Так, повышенный уровень азотистых шлаков (креатинина) и мочевой кислоты является свидетельством недостаточной работы почек, а в случае тяжелой почечной недостаточности показатели креатинина и мочевины могут превышать норму в 5-10 раз. При биохимическом анализе выявляются также другие происходящие в организме изменения, имеющие отношение к работе мочевыделительной системы.

Чтобы более подробно изучить особенности работы мочевыделительной системы, может быть применено и более сложное биохимическое тестирование, позволяющее выявить:

• кислотно-щелочной состав крови;
  • количество содержащихся в крови и моче ферментов;
  • количество выводящихся почками сахаров и аминокислот.

Для наиболее точного исследования функции почек производится вычисление клиренса креатинина. Этот показатель определяет объем крови, способный очиститься от креатинина в течение одной минуты, и рассчитывается по специальной формуле. Клиренс креатинина достаточно точно указывает на степень почечной недостаточности пациента.

Анализ мочи

Мочевыделительная система взрослого здорового человека производит в среднем от литра до полутора литров мочи за сутки. Некоторые заболевания могут способствовать как увеличению, так и уменьшению суточного количества мочи.

При лабораторном исследовании мочи пациента:

• выявляется ее количество;
  • определяются физические свойства;
  • тщательно изучается под микроскопом содержимое осадка.

Для сдачи мочи на анализ необходимо собрать ее в чистую емкость, внутренних стенок которой пациент не должен касаться. Поскольку для лабораторных исследований требуется средняя порция мочи, то при подготовке анализа следует придерживаться некоторых рекомендаций. Прежде всего, от пациента потребуется осуществить туалет промежности, после чего начать мочеиспускание в унитаз, затем в посуду для анализа, а завершающую порцию отправить вновь в унитаз. У грудных малышей моча из мочевого пузыря может быть взята с помощью катетера или пункции мочевого пузыря, чтобы устранить возможность примесей в анализе.

В результате исследований общего анализа мочи выявляется:

• Относительная плотность мочи. На этот показатель оказывает влияние концентрация растворенных в ней веществ – мочевины, мочевой кислоты, солей, креатинина и др. Нормальный показатель плотности мочи составляет 1005-1026 на протяжении суток. Показатель плотности мочи указывает на способность почек ее концентрировать.
  • Гипостенурия – такое понижение плотности мочи, при котором ее осмотическая концентрация становится равной осмотической концентрации плазмы. Иначе говоря, концентрационная способность почек снижается, и выделяемая моча часто имеет низкую концентрацию, что характерно для почечной недостаточности.
  • Гиперстенурия – повышенная осмотическая концентрация мочи, что как правило, не имеет связи с почечными заболеваниями, а указывает на другие проблемы: сахарный диабет, некоторые заболевания щитовидной железы, отравление солями тяжелых металлов. В этих случаях относительная плотность мочи достигает показателя 1040-1050.
  • В силу того, что показатель плотности мочи в течение суток меняется, может понадобиться дополнительный анализ мочи по Зимницкому, когда плотность мочи пациента измеряется на протяжении суток – восемь раз через трехчасовые интервалы.

Нормальным цветом мочи принято считать соломенно-желтый. На образование этого цвета влияют пигменты, выводящиеся с мочой из крови: гепатопорфирин, уробилин и др. Впрочем, цвет мочи может меняться из-за особенностей пищи или применения лекарств. Свекла, черника и ревень, употребляемые в пищу, способны придать цвету мочи красно-коричневые оттенки; такой же цвет моча приобретает при применении в лечебных целях рифампицина, фенолфталеина, нитрофурантоина, а некоторые другие препараты могут окрасить мочу в коричнево-черный цвет. У здорового человека моча прозрачная, а появление мутности может указывать на наличие в ней бактерий, солей, гноя или слизи.

При лабораторных исследованиях мочи непременно изучаются примеси содержащегося в ней белка и сахара. В норме в течение суток с мочой выделяется небольшое количество белка – до 50 мг, для определения которого потребуется применение тонкого иммунохимического метода. Воспалительные заболевания почек могут вызвать увеличение количества белка до 1 г/л – такое явление носит название протеинурия и свидетельствует о нарушениях проницаемости мембран почек, функция которых состоит в задержании белка в крови и недопущении его проникновения в мочу. Когда выделение белка с мочой сопровождается нарушениями функции почек, речь идет об истинной протеинурии. При ложной протеинурии белок в моче увеличивается из-за большого количества содержащихся в ней эритроцитов или лейкоцитов.

Выраженные воспалительные процессы в почках могут привести даже к пиурии – появлению гноя в моче. При обнаружении у пациента гноя в моче может потребоваться трехстаканная проба, когда необходимо помочиться поочередно в три разных сосуда. Благодаря этой пробе удается установить местонахождение воспалительного процесса. Большое количество гноя в первой порции мочи свидетельствует о том, что очагом инфекции является мочеиспускательный канал, присутствие гноя в средней порции указывает на наличие воспалительного процесса в мочевом пузыре, а гной в последней порции говорит о локализации процесса в почках.

Гематурия – это наличие примесей крови в моче. Количество эритроцитов при этом может быть мизерным – в этом случае речь идет о микроскопической гематурии, и значительно более существенным при макроскопической гематурии. Для макрогематурии характерен интенсивно-красный цвет мочи, и даже возможно присутствие в ней кровяных сгустков. Такое явление встречается при травмах, заболеваниях крови, раке почек и мочевыводящих путей. Определить источник гематурии также можно с помощью трехстаканной пробы.

В случае необходимости, в моче может быть определено наличие билирубина, ацетона, уробилина и т.д.

Исследование под микроскопом осадка мочи позволяет сделать выводы о присутствии в ней различных клеточных элементов. Благодаря специальным методикам можно подсчитать количество эпителиальных клеток, эритроцитов, лейкоцитов и др. элементов. Исследование может выявить также наличие бактерий и кристаллов солей. Вид бактерий определяется с помощью посева мочи, а сложные иммунохимические исследовательские методы позволяют получить информацию о качественном составе белка в моче