Симптомы и лечение цистита

Циститом называют воспалительное заболевание, наносящее удар по слизистой оболочке мочевого пузыря. Возбудителями этой болезни могут стать либо передающиеся половым путем инфекции (микроплазмы, хламидии, уреаплазмы), либо патогенные и условно-патогенные бактерии (стафилококк, клебсиелла, кишечная палочка, и др.)

Цистит – одно из наиболее распространенных урологических заболеваний. Женщины – в силу анатомических и гормональных особенностей организма – страдают этим заболеванием чаще, чем мужчины. У мужчин воспаление слизистой оболочки мочевого пузыря зачастую бывает вызвано другими воспалительными заболеваниями органов мочеполовой системы: аденома простаты, уретрит, простатит и др.

С учетом того, что слизистая мочевого пузыря весьма устойчива к воздействию разного рода инфекций, возникновению и развитию этого недуга должен способствовать один из следующих факторов:

• ослабленный иммунитет;
  • инфекции половых путей;
  • хронические заболевания мочеполовой системы;
  • пренебрежение правилами личной гигиены;
  • дисбактериоз кишечника или влагалища;
  • переохлаждение;
  • расстройства кровообращения в органах малого таза;
  • воздействие химических средств на слизистую оболочку мочевого пузыря.

Как проявляется цистит?

Цистит может быть первичным и вторичным. Первичному воспалению подвергается здоровый организм, тогда как вторичный является следствием существовавшей ранее болезни.

В соответствии с характером течения болезни воспаление мочевого пузыря может быть хроническим и острым. При острой форме воспаление возникает внезапно, под влиянием  воздействия провоцирующего фактора. Характерные для состояния «острый цистит» у мужчин симптомы:

Сопровождающие цистит у мужчин симптомы могут быть самыми различными – как малозаметными, так и ярко выраженными. Свойственные легкому течению болезни симптомы могут выражаться незначительным учащением мочеиспускания и слабыми болями в области мочевого пузыря. Тогда как ярко выраженные, характерные проявления болезни отличаются подъемом температуры, рвотой, тошнотой и даже невозможностью удержать мочу.

Если своевременно начать лечить этот недуг, симптомы  заболевания исчезнут бесследно через неделю-полторы. В случае если выздоровление не наступает, проводится дополнительное обследование, цель которого состоит в выявлении возможного сопутствующего заболевания, способствующего поддержанию воспалительного очага в мочевом пузыре. Свойственные диагнозу хронический цистит симптомы разнообразны, но, в целом, схожи с клинической картиной острой формы заболевания: боли внизу живота, учащение позывов к мочеиспусканию. Течение болезни может быть как рецидивирующим, когда обострения сменяются периодами ремиссий и наоборот, так и непрерывным, при котором характерные признаки заболевания присутствуют неизменно.

Лечение любой формы заболевания должно осуществляться под бдительным врачебным контролем. Результатами самостоятельного лечения может стать распространение воспалительного процесса. Если не обеспечить соответствующее лечение при хронической форме заболевания, инфекция может проникнуть в ткань почки, спровоцировав в ней воспалительный процесс.

Своевременное лечение позволит избежать хронической формы

Врач может назначить лечение болезни только после проведения необходимых исследований, определяющих возбудителя заболевания. Своевременное обращение к врачу поможет избежать неприятных последствий, в том числе, перехода заболевания в хроническую форму. Если вы вовремя обнаружили у себя указывающие на цистит симптомы, лечение окажется значительно более эффективным и займет намного меньше времени. В ситуации острого воспаления мочевого пузыря пациенту назначают спазмолитические препараты и подавляющие возбудителя заболевания антибиотики. Острая форма заболевания диктует необходимость проведения антибактериальной терапии, которая назначается сразу после сдачи пациентом мочи на предмет бактериологического исследования. При лечении острой формы недуга применяются, как правило, антибиотики группы цефалоспоринов или фторхинолонов. В случае необходимости лечение корректируется в соответствии с полученными результатами чувствительности организма к антибиотикам.

Важную роль при лечении хронического цистита играет ликвидация всех предрасполагающих факторов. Лечение в этом случае направлено на устранение очагов воспаления и на восстановление здоровых процессов в мочевыводящей системе. Назначенная антибактериальная терапия принимает в расчет чувствительность к антибиотикам возбудителей заболевания. Иногда приходится прибегать к инсталляции лекарственных средств в мочевой пузырь. Чем раньше будет диагностировано заболевание и начато лечение, тем выше шанс избежать возможных осложнений. Если вы, обнаружив у себя свойственные заболеванию симптомы, лечение, тем не менее, решаете отложить «на завтра», вам могут грозить осложненные формы болезни на фоне развития восходящего пиелонефрита. В таких случаях требуется существенное расширение объемов терапии. Для комплексного лечения недуга применяется также внутривенное лазерное облучение крови, АУФОК, УВЧ. Лишь неукоснительное соблюдение всех врачебных рекомендаций позволит свести к минимуму количество обострений, сделав периоды ремиссий максимально долгими.