Мочекаменная болезнь

Мочекаменная болезнь почек (почечнокаменная болезнь, нефролитиаз, уролитиаз) в традиционной официальной медицине — заболевание, связанное с образованием камней в почках и/или других органах мочевыделительной системы. Мочекаменной болезнью могут страдать все возрастные группы — от новорожденных до пожилых людей. От возраста больного, как правило, зависит тип мочевого камня. У более старших людей преобладают мочекислые камни. Белковые камни образуются намного реже. Следует заметить, что больше 60% камней — смешанные по составу. Они могут образовываться в почках, мочеточнике, мочевом пузыре, иметь размер до 15 см и весить несколько килограммов. Мелкие камни — песок в почках.

Причины

Специалисты выделяют ряд факторов, предрасполагающих к возникновению почечных камней:

• Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, колит, язвенная болезнь и др.) и органов мочеполовой системы (пиелонефрит, простатит, аденома предстательной железы, цистит и др.)
  • Нарушения функции околощитовидных желез
  • Остеомиелит, остеопороз, другие заболевания костей или травмы
  • Длительное обезвоживание организма, происходящее вследствие отравления или инфекционного заболевания
  • Недостаток в организме витаминов, особенно группы Д
  • Постоянное злоупотребление продуктами, повышающими кислотность мочи (острое, кислое, соленое)
  • Употребление жесткой воды с высоким содержанием солей
  • Географический фактор. У людей, проживающих в жарком климате, вероятность возникновения мочекаменной болезни выше
  • Наследственная предрасположенность

Симптомы почечнокаменного заболевания

• Боли в пояснице
  • Тупая, изматывающая боль с одной стороны (или двусторонняя) усиливается во время физической нагрузки или просто при изменении положения тела. Это один из самых типичных симптомов наличия камней в органах мочевыделительной системы. Когда из почки камень попадает в мочеточник, боль чувствуется в низу живота, паху, половых органах, может даже отдавать в ногу. После сильного приступа боли камни могут отходить вместе с мочой.
  • Почечная колика
  • Сильнейшая боль в поясничной области. Стихая и возобновляясь, колика может продолжаться нескольких дней. Обычно прекращается в случае, если камень перемещается или выходит из мочеточника.
  • Болезненное мочеиспускании, частое мочеиспускание.
  • Подобная боль — свидетельство того, что камни присутствуют в мочевым пузыре или мочеточнике. Во время мочеиспускания струя мочи может прерываться, хотя больной чувствует, что мочевой пузырь не опорожнился. Это так называемый синдром «закладывания»; мочеиспускание продолжится, если поменять положения тела.
  • Кровь в моче
    Кровь в моче может появиться после сильной боли или после физической нагрузки.
  • Помутнение мочи
  • Повышение температуры тела до 38-40 градусов
  • Высокое давление
  • Отеки

При отсутствии лечения недуга возникает пиелонефрит в острой или хронической форме — воспалительное заболевание почки. Если и на этом этапе не обратиться к урологу, то процесс может развиться в гнойное расплавление почки. В этом случае почка может быть удалена.
Камни мочевого пузыря могут быть причиной чрезвычайно болезненных приступов острого цистита.

Лечение мочекаменной болезни

Диагностика заболевания включает в себя общий анализ мочи, УЗИ и рентген органов мочевыделительной системы, внутривенную урографию. Если есть подозрение на камень мочевого пузыря больной направляется на цистоскопию. Результаты исследований будут основанием для проведения консервативного, инструментального, или оперативного, лечения.
Лечение с помощью препаратов и соблюдения диеты (консервативное лечение) может быть вполне эффективным, если камни небольшого размера и у больного нет осложнений. Современная медицина использует препараты, которые могут растворять некоторые камни. Но их применение возможно только под контролем уролога!
Эндоскопически (в ходе операции, но без разреза) или со вскрытием мочевого пузыря могут быть удалены камни большого размера или небольшие у больных с осложнениями. Камнедробление посредством цистоскопа применяется для измельчения камней в мочевом пузыре. Дробление электромагнитными волнами (дистанционная литотрипсия) на сегодняшний день, пожалуй, самая щадящая методика и одна из наиболее эффективных.

Диета

Диета играет чрезвычайно важную роль при лечении недуга (нефролитиаза, уролетиаза, нефроуролетиаза). Пищевой рацион определяется видом нефролитиаза.
При наличии уратов запрещаются субпродукты. Фосфатные камни в органах мочеполовой системы предполагают мясную диету, допускают макаронные и мучные изделия, растительные жиры; строго ограничиваются молочные продукты, овощи и фрукты.
При оксалатных камнях запрещаются салат, шпинат, дозированно допускаются картофель, молоко. Более подробную информацию о диете и режиме питания дает уролог.
Если почечная колика застала вас врасплох, может помочь прием теплой ванны или грелка на поясничную область. Нужно обязательно принять спазмолитики и вызвать врача.

Профилактика

Правильный образ питания может стать залогом хорошего самочувствия на долгие годы. Употребляйте меньше жирного, жареного, острого и соленого. Старайтесь не переедать. Употребление двух литров чистой воды в сутки (не минеральной) должно стать вашим правилом. Также важно не допускать переохлаждения поясницы.
Если появились незначительные неприятные ощущения в области поясницы, не медлите с обращением к урологу.

Лечение травами

Значительного эффекта можно добиться использованием в лечении травяных сборов: спорыш, лапчатка гусиная, кукурузные рыльца, цветы калины и другие. Выбор того или иного состава трав обусловлен разным химическим составом почечных камней. В целом, на лечение травами мочекаменная болезнь реагирует достаточно активно, но применение фитосборов неизменно диктует проявление внимательности и осторожности – без учета противопоказаний и соблюдения требуемых дозировок сильнодействующих растений, лечение может принести прямо противоположный результат.